Споры между армянами и грузинами на тему "чье вино настоящее" ведутся уже столетия, но так и не утихают. Аргументы каждой стороны заслуживают внимания - грузинские виноделы ссылаются на результаты археологических раскопок и самую древнюю "действующую" лозу в мире, их армянские коллеги напоминают, что пальму первенства им отдал еще Ной, высадив саженец винограда неподалеку от места на горе Арарат, где причалил ковчег. Разбираться с этими противоречиями можно до следующего потопа, однако большого смысла в этом нет. Сорта винограда и стилистика вин Грузии и Армении отличаются настолько сильно, что можно найти лишь некоторые пересечения. Поэтому каждый выбирает то, что ему ближе.
Цель этой статьи - помочь ценителям вин разобраться в перипетиях закавказского виноделия и сделать правильный выбор. Для этого важно понимать основные отличия вин региона. Остановимся на Армении. Сегодня там выпускают весь возможный спектр вин — от довольно доступных плодовых до исключительных позиций из автохтонных или международных сортов винограда, которые можно поставить на стол для особого случая.
Все мы знаем «армянский коньяк». Это продукт, который в своё время нашел у отечественного потребителя очень большой отклик: доступная цена и, в целом, высокое качество, сыграли свою роль, несмотря на то, что правильнее его было бы называть «бренди»…но это уже другая история. Однако мало кто знает о настоящем, качественном вине из Армении, которое уже далеко не первый год занимает весьма престижные места на международных винных конкурсах и входит в наивысшие рейтинги таких известных критиков, как Wine Advocate Паркера и его оппонента – Дженис Робисон.
Армения — страна благодатная для сельскохозяйственных культур, особенно винограда. В Армении один из лучших типов почвы для его возделывания и практически идеальный климат. Жаркое лето и морозные зимы, а так же многообразие «коренных» сортов привлекли капитал граждан страны, успевших после распада СССР ассимилироваться в Италии, Аргентине, США и России. Они же однажды пригласили к сотрудничеству лучших энологов и технологов из других стран. Совокупность всех этих факторов позволила создать свой уникальный и, можно сказать, неповторимый стиль.
Начало нового движения было положено в 2010 году известной сегодня винодельней Karas Wines. Множество неравнодушных людей, которые поверили в успех будущей компании буквально сняли слой камней с территории почти в 500 гектаров, посадив, в основном, международные сорта винограда. Этот шаг привлек внимание соотечественников, имеющих желание и возможность создавать свой продукт на малой родине. В страну были направлены ведущие энологи из Франции, Италии, Австралии и Австрии. Эксперты определяли пригодность того или иного участка и находили старые лозы, имеющие потенциал к восстановлению, а специалисты нашли возможность поставить изготовление вина на производственные мощности. Монтаж профессионального европейского оборудования тоже не заставил себя долго ждать. В течение пяти лет было запущено более двадцати новых проектов.
Возвращая дань традициям прошлого.
Подавляющее большинство виноделов нового поколения вернулись в Армению со своим пониманием и предпочтениями. Кто-то остался верным стилистике старосветской школы, некоторым был всё же ближе Новый Свет. Так или иначе, простор для экспериментов был более чем обширным, и виноделы пытались объединить армянскую самобытность с тем лучшим, что дали другие страны. Так, к примеру, некоторые, крупнейшие хозяйства используют глиняные сосуды – карасы. Они позволяют вину быть в «естественной среде» на нескольких этапах производства. У каждого винодела свои взгляды на то, где и когда задействовать этот метод. На сегодняшний день в Армении три основных винодельни используют карасы на максимуме возможностей: Voskevaz Winery, Zorah и Trinity Canyon. Другие виноделы пока лишь на стадии эксперимента, но к успеху первых стремятся примкнуть и остальные.
Применение амфор в армянском виноделии имеет свои особенности. Толщина стенок сосуда варьируется от 1.5 до 2 см. Большую толщину имеет смысл делать в случае работы караса в земле, но закапывают его только на 2/3 и меньше, если он будет находиться на открытом воздухе. Для брожения используют «чистые» глиняные сосуды. Мацерация и выдержка проходят в амфорах, покрытых изнутри воском.
Душа винодела в его земле.
Сейчас Армения поделена на 5 винодельческих зон. Всем известная Араратская долина с самым известным одноименным коньяком, Тавуш, Вайц-Дзор, Арагацотн и Арцах, что находится в Нагорном Карабахе.
Всех известных виноделов, вернувшихся на историческую родину, объединяет одно - безграничная любовь к своей земле, её традициям и желание дать миру частичку самобытной, настоящей Армении, нашедшей отражение в тех винах, что там производят. Поэтому подавляющее большинство производителей сделали акцент на культивации «своих родных» сортов винограда, которых нет нигде в мире, и раскрытии их потенциала.
Расскажу о том, какие основные сорта выращивают в том или ином регионе Армении и кто из основных виноделов занимается их культивацией. Пожалуй, стоит начать с «визитной карточки» автохтонных красных сортов — Арени, он же Арени чёрный или Арени нуар. Это название сорт получил благодаря своей родине — старинной деревушке Арени, что находится в области Вайоц-Дзор. Его очень часто сравнивают со всем известным Пино-Нуар, и это неудивительно: поздние сроки созревания, способность к высокому накоплению сахаров… Неповторимая палитра ароматов брусники, кизила, барбариса, клюквы и множества пряностей делают Арени нуар одним из самых желанных в мире и в то же время далеко не самым доступным. Благодаря вулканическим почвам и особенностям одного из древнейших сортов, не имеющего аналогов в мире, филлоксера, "выкосившая" множество европейских виноградников, не смогла хоть как-то навредить ему. Поэтому все лозы растут на собственной корневой системе и порой имеют возраст до 100 лет. Так же, как и Пино-Нуар, Арени имеет некоторые риски, связанные с погодными условиями,— например, дожди, которые могут зарядить раньше второй половины октября, попросту не дадут дозреть урожаю.
Самым ярким представителем региона Вайоц-Дзор и сорта Арени нуар, поставляемым к нам на российский рынок, без сомнения, можно считать винодельню Zorah. Руководит ей Зорик Гарибян, родившийся в Иране, но выросший на итальянской земле. Совместно с консультантом Альберто Антонини (энолог Frescobaldi и Antinori), а так же с виноделом и агрономом Стефано Бартоломеи, они достигли за весьма короткий промежуток времени колоссальных результатов. Именно вино «ZorahKarasi» со 100% содержанием Areni Noir в 2012 году вошло в топ 10 вин мира! Целью команды было создать свои уникальные вина, которые открыли бы миру виноградники, землю и саму культуру страны. За этим стояло несколько лет исследований горных долин, в ходе которых были обнаружены многовековые виноградники. Стефано и Зорик размножили новые лозы от черенков старых лоз и высадили свои виноградники Zorah.
Несмотря на частое сравнение Арени с Пино Нуар, вина всё же кардинально отличаются друг от друга. Арени, в первую очередь, полнотелое вино, при этом структурированное и глубокое, с фруктовыми и ягодными тонами во вкусе, с идеально сбалансированными, как двигатель Ferrari, танинами. Аромат граната, ягод, фруктов и спелой черешни весьма сложен и деликатен. Безусловно, идеальным дополнением будут мясная закуска и традиционные армянские блюда, но для раскрытия оттенков и изучения вина я бы всё же остановился на твердых сортах сыра.
Винодельня Zorah славится не только уникальным красным вином. В коллекции есть и экземпляр Voski из белых сортов Воскеват и Гаран Дмак. Оба сорта так же считаются эндемиками и культивировались на территории Армении на протяжении нескольких тысячелетий. В советские годы Воскеват использовался в качестве основы местных хересов, но сейчас его заменили неприхотливыми селекционными конкурентами, а зря. При выдержке в дубе мы можем почувствовать элегантную травянистость совиньона и в то же время нотки вионье с его грушёвыми оттенками. Сложный аромат, который образуют эти два сорта, никого не оставит равнодушным. В его многослойности мы можем найти персик, нектарин, помело, айву, кремний и даже йогурт с мягким сыром. Глубина вкуса с яркой кислотностью не так проста, как кажется на первый взгляд. С каждой минутой она раскрывает перед вами цветочные и пряные ноты в комплексе с цитрусовыми и фруктовыми тонами. Сливочность при этом уравновешена кремневой основой в невероятно долгом послевкусии. В гастрономическом сопровождении нет ограничений — подойдёт любое блюдо для белых вин.
Регион Арагацотн представляют не менее яркие и харизматичные люди. Например, Давид Оганесян с его винодельней Voskevaz, что в переводе означает — Золотая лоза. Купив три завода до дефолта 1998 года и в результате кризиса сумев сохранить лишь один, Давид сделал акцент на автохтоны. Безусловной жемчужиной стал древний Воскеват. По словам Давида, у этого сорта огромный и неизученный потенциал, приближающий его к Арени. Кахет и Кангун используются в десертных винах, либо же для блендов и в конечном итоге для изготовления полусладких вин.
Отдельного внимания заслуживают вина из сорта Ахтанак. Некоторые из них получают золотые медали на международных конкурсах. В нежном и элегантном аромате можно обнаружить ежевику, красную вишню и сливы, они же чувствуются в весьма сбалансированном теле со встроенным танинами. Завершается букет оттенками пряностей и ягод.
В мире уже есть несколько девушек-виноделов, которые внесли свое имя в историю… Одна из них родом из Москвы, но с историческими корнями в Армении, как и двое других виноделов. В 2008 году семья Алины Мкртчян сделала запрос в Армению с целью узнать, что осталось от дела её прадеда – Смбата, который решил вернуться на родину в 1920 году из Бостона и возродить традиции армянского виноделия. К сожалению, через несколько лет после своего возвращения, он был репрессирован и расстрелян большевиками, а посаженные виноградники пришли в запустение. Большую часть Арени и Воскеват в советское время вырубили и вместо них посадили коньячные сорта. Выкупив оставшиеся два гектара виноградников, лозам которых порядка 130 лет, семья решила делать особенное вино – резерв, которое назвали «130 Арени». Награды не заставили себя долго ждать. Вино оценили золотыми медалями на конкурсах Mondial de Bruxelles и Mundus Vini в Германии. Для остальных вин семья закупает виноград у фермеров (с которыми заключены долгосрочные контракты), постоянно следя за их виноградниками. И в дань памяти, на каждой бутылке Voskeni изображен портрет того самого предка, с которого всё началось, как бы говоря о том, что ни годы, ни политические режимы, ни другие козни судьбы не способны убить мечту человека.
Продолжать рассказ о виноделах этой удивительной страны можно бесконечно. У каждого из них своя судьба и история, которая привела их в это нелегкое, но благородное дело. И каждый достоин отдельной главы книги.
Новаторство в каждой бутылке.
Рассказывая о классических виноградных винах Армении, нельзя не упомянуть о том, что страна славится и огромным количеством «фруктовых и ягодных вин». Гранат, клубника, алыча, шелковица, айва, абрикос — это лишь маленький список того, что можно встретить на прилавках магазинов в виде прекрасных напитков от ведущих виноделов.
Немало и тех, кто развивает национальные традиции в смежных с виноделием отраслях. К примеру, Ваагн Геворкян «GevorkianWinery» (марка «365»). Начиная свой бизнес по производству бутылок в России, даже в этом деле он стал новатором - собрав команду из умелых мастеров Армении, производил тару в форме животных, предметов оружия… для ведущих заводов. Вернувшись на малую родину, Ваагн изобрел бутылку в форме граната и вскоре стал разливать в неё свои вина. Постоянное новаторство и желание раскрыть потенциал приводят его к экспериментам с выдержкой в бочке, ферментацией чистого сока или же с остатками мякоти, отбору плодов и ягод из разных регионов... А стремление к возрождению традиций помогло Ваагну обнаружить старинный способ производства заизюмленного вина, который использовался в Армении еще столетия назад.